Вторник, 21.05.2019, 08:57
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ Терновская СОШ №1

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Русский дом

  

                 17 марта педагоги и учащиеся школы реализовали проект «Русский дом». В актовом зале  собрались учителя, школьники, родители учащихся. Присутствовали гости: заместитель главы администрации Терновского муниципального района  по социальным вопросам  С. А. Деева, руководитель отдела по образованию и делам молодежи Н. В. Колмакова,  Т. В. Юдина, руководитель аппарата администрации Терновского муниципального района, специалист отдела по образованию и делам молодежи Е. А. Ишутина. Заместитель директора по воспитательной работе Т. Г. Казакова сказала: «Возрождение и сохранение  русской культуры, народных традиций, промыслов  - это актуальность школьного проекта «Русский дом». Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами,  которые создавали своими руками сказочную красоту. Русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».  

  

             Учащиеся 10 класса С. Юрьева и Н. Козлова рассказали об убранстве жилища:  «Россия.  Деревенская изба… Печь… Она занимает почти пол-избы. Правый от печки угол называется бабий кут или середа.  Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути  располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски. На Руси издавна женщины пекли пряники. Они были  любимым  лакомством  крестьянских ребятишек.  В печном углу стояли прялка и ткацкий станок.  Отсюда и слово закуток. Пряли и ткали все русские женщины. Прялку хранили и передавали по наследству. На стенах расшитые полотенца, на кроватях кружевные сборки – подзоры. В избе стояли стол, скамейки. Скатерти  - благосостояние каждого дома. Недаром скатерть в русских народных сказках нарекли самобранкой.  Без половиков и уюта нет. Для себя, для души и красоты ткали их. Тут в дело шло всё: и обрывки цветных тряпочек, и толстые нитки. Тряпки эти красили. Вязали, ткали, вышивали на Руси с давних времен. Это  главные промыслы нашего Воронежского края. И  сейчас ещё можно встретить на просторах необъятной Руси мастеров этого древнего искусства. Возрождаются из небытия лоскутные одеяла, подушки, покрывала.  В каждом православном доме  были иконы. Это  могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их  в переднем красном углу, его еще называли святой. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов.  Семьи были большими и крепкими.  Жили они по заповеди Домостроя: «Сохраняйте семейные союзы ваши, Богами  освященные, во времена радостные, во времена горестные и да помогут вам Боги светлые, и  приумножатся древние роды ваши».


              О рушниках,  истории их возникновения  рассказали учащиеся 7«Б» класса,  классный руководитель Е.В. Безрукова. Вышитыми крестом полотенцами украшали иконы. Это были длинные домотканые холсты с узорами на концах или вышивкой вдоль одной стороны. Были  специальные хлебные вышитые полотенца — хлебники. На них клали хлеб, потому что положить его на непокрытый стол считалось большим грехом. Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников. Народные традиции соблюдались свято. Молодых встречали караваем, который красовался на расшитом красными и золотыми нитями полотенце. Свадебные полотенца сохранялись в семье, передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Тестова А.сообщила о том, что  у них в доме есть  рушник,  который вышивала ещё её прабабушка.  Школьники красиво исполнили хоровод с рушниками.


 

             Учащиеся 11 класса, классный руководитель Просецкая М.А., показали, как долгими зимними вечерами девушки пряли, шили, вязали, плели кружева.

 Пенькова М.  исполнила  песню  «В горнице моей». Они рассказали, что на Воронежской земле пуховый платок появился примерно в 16-17 веках, что крепостные ткачихи воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства и в самой России, и за рубежом.  Л.И. Семенихина, мама ученицы Т. Семенихиной, продемонстрировала  процесс изготовления пухового платка.

О своём дедушке, Мельникове Владимире Егоровиче, рассказал Овчинников И.: « Мой дедушка родился  12 сентября 1930 года в селе Русаново, воспитывался в семье матери-одиночки, Мурашовой Марии Степановны, которая родилась 14 апреля 1904 года,  проживала по улице  Советской. Русаново и Поляна, сёла Терновского района, славились мастерами горшечного дела. Копытин Александр Евсеевич, Копытин Иван Евсеевич – известные мастера. Они тогда и взяли себе в подсобники маленького парнишку. Первоначальная работа подростка заключалась в заготовке глины. Пригодная для работы глина залегала небольшими пластами на горе Круча. Со временем дедушке начали доверять изготовление простейших глиняных изделий.  В 1953 году  после службы в армии  стал самостоятельно производить горшечную продукцию: горшки для молока, масленки, хлебницы, кружки, кувшины, цветочницы.  За летний сезон   делал более 1000 штук изделий. Знаю, что глиняная посуда  имела таинственный смысл: оберегала от злых духов, призывала добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья»

О  том, как связать веник, увлеченно сообщила Белоусова Д.: «Начинается с заготовки сырья. Уборку  ведут только после полного созревания семян, чаще всего поздней осенью, в октябре- ноябре. Стебли срезают несколько выше начала корневой системы, примерно на высоте 15 см от поверхности почвы. Затем   у каждого растения очищается стебель от листьев, а метелку — от семян. Собранные и очищенные растения нужно рассортировать по диаметру стеблей (тонкие, средние, толстые), связать их в снопики и подвесить на хранение в подсобном помещении.»  Дарья сообщила  о процессе изготовления веника сорго. Русскую пляску талантливо исполнили девушки 11 класса. Отец  Симонова М., Симонов Сергей Александрович, подарил школе макет русской избы.

        Художественная обработка дерева – наиболее древний вид декоративного искусства. До наших дней сохранилась деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1859 году в селе Тюковка Борисоглебского района.

Деревянные птицы стали главным делом жизни Людмилы Пащенко – воронежского художника-декоратора.  В каждой крестьянской семье из дерева делали все необходимое сами.  О том, каков  внешний вид русской избы, подробно изложили учащиеся 7 «А» класса: Архипов Д,, Гребенкина Т.,  Денисова К., классный руководитель Н.Л. Мельгунова. Они познакомили присутствующих с некоторыми мастерами земли Терновской – резчиками по дереву.

         О национальном костюме Воронежской области рассказали учащиеся 8 «А» класса:  Дремова Д, Миловидов А.:«Самым любимым цветом  в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна.  Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца. Черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае,  символизирует  чернозем. Праздничная  одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками. Мужской костюм составляла туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без полей.  В Воронежской губернии  дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Эта традиция соблюдалась в некоторых селах вплоть до второй половины  XIX века.»  На уроках технологии с учителем Борисевич Д.В. учащиеся  делали украшения для русского национального костюма: ожерелок, косник , являлись оберегами девичьей чистоты, красоты и непорочности.

            Испокон веков валенки – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - эти присказки навсегда вошли в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны.  Как  развивался валяльный промысел в Воронежской губернии?

Иконникова Е., Вьюкова П., Волкова К. , учащиеся класса  8 «Б» класса,  рассказали о том, что в Русаново жил известный мастер - валенщик  Насонов Владимир Васильевич. Секрет изготовления валенок передавался из поколения в поколение. Древностью дышат названия инструментов: рубель, каталка, рюшина, скалка, отбой, коза, набор колодок: нос, средник, клин  и задник. Сейчас валенки  изготавливают с помощью машин. В нашей Воронежской области  валяют только в  Бобровском валяльном цехе. Рукодельницы вышивают на валенках узоры, пришивают мех. Изделия приобретают нарядный дизайнерский вид.  Иконникова Е. исполнила песню валенки.

           В Киевской  Руси ещё  в IX — XI веках среди 200 насчитывавшихся ремесел значилось и корзиноплетение. Москва с ее прилегаю­щими болотисто-речными и лесными ок­рестностями исстари являлась одним из центров плетения из  ивового прута.  Из длинных ветвей  различной толщины плел человек  жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего.
 

          Семенихин Н., учащийся 8 «А» класса, рассказал об искусстве плете­ния корзин: « Это довольно увлекательное занятие, но нужно терпение и желание. Создание красивой вещи из пучка высушенных растений увлекло меня. Прутья, которые  расходятся от центра дна корзины, называются спицами. Нужно научиться загибать  прутья вверх, чтобы начать плести стенки, они называются стойками. Мой опыт накапливался постепенно, от работы к работе. Я узнавал о разных видах лозы, учился  срезать, сушить, готовить её, правильно пользоваться инструментами. Понял, нет предела совершенству: за каждой вершиной есть  более высокая, к которой стремлюсь.  Я хочу подарить школе сплетённую мной  корзину»

            Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Тимофеев Н, Толубаев М., учащиеся 8 «А» класса,  рассказали об истории народной игрушки: «Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. На территории Воронежской области мастера –  игрушечники жили в таких городах, как Эртиль, Бутурлиновка, Борисоглебск и Острогожск. Игрушка – это « вещь для забавы, игры, потехи» Деревенские девочки играли в тряпичных кукол.  Их передавали от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Мастера – игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение предавали форме, цвету, орнаменту украшения»

 Девушки 8 «А» класса  исполнили русский танец «Игрушки-говорушки»

                О неповторимой  и изумительной  русской  матрешке интересно сообщили учащиеся 6 «А» класса, классный руководитель  Н.Н. Ламонова.  Символ России  появился немного более ста лет назад в 90 -х годах 19 века. В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Забавная, яйцеобразной формы, она существует уже более 50 лет. На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц, производились они в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы.  Родители класса подарили школе 5 матрёшек, которые изготовили сами. Это Нелюбов И.А., Попова Г.В.

                   Учащиеся 9 «А» класса талантливо продемонстрировали  кулачный  бой, классный руководитель М.Ю. Белолипецкая.  Это рукопашное состязание  без применения оружия, праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Бои устраивались зимой в период от Рождества до Крещения, на Масленицу. При этом по времени предпочиталась Масленица, общий разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Тимофеева Ю. рассказала: « Кулачные бои в России проходили либо на кулаках, либо на палках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в нескольких вариантах: «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка» и «сам на сам». Возрождение русского кулачного боя в городе Воронеже началось в середине 80-х годов группой энтузиастов, несмотря на непопулярность названия и всеобщего увлечения восточными видами единоборств. 4 октября 1993 года Управлением юстиции Воронежской области зарегистрировано общество "Русская культура", чьей основной целью и является работа по воссозданию национальной культуры,  в частности возрождение русских традиций в воинском искусстве. Основателем этого направления в Воронеже был Виталий Алексеевич Рыжков. Вместе со своими единомышленниками проделал большую работу по изучению истории русского казачества, сохранившихся в нынешних станицах обрядов, традиций, в том числе и воинского воспитания, ведь казаки - народ "военный".

 Обобщив изученное и накопленное в результате поездок и архивной работы, В. А. Рыжков вместе с молодыми ребятами, так же как и он увлеченными этим интересным и нелегким делом, начал совершенствовать методику кулачного боя, отрабатывать приемы работы с оружием, защиты голыми руками против оружия и другие, известные с давних времен. В Терновском районе кулачные бои тоже практиковались. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного большого села, улица за улицу. Примером могут служить большие бои между селами Новотроицкое и Козловка на реке Елани. Как известно, село Новотроицкое является выселками села Козловки. Его жители требовали вернуть им луга для выпаса скота. В результате кулачных боев они  «выбрехали» свои  пастбища. Также  кулачные бои проводились между селами Братки и Костино- Отделец.»

               Школьники 9 «Б» класса, классный руководитель О.В. Миловидова.   предложили совершить путешествие в прошлое и побывать  на Покровской ярмарке. Они рассказали : «Терновская ярмарка собиралась на Астраханском тракте между Русаново, Орловкой и Окрями. Ярмарка была многолюдной, привлекала обилием товаров. Из Русаново везли зерно и солонину, из Козловки -плетёные кошёлки, из Поляны -глиняные горшки, а из Есипово- пуховые платки, пряники да петушки. Не обходилась ярмарка без зрелищ и увеселений. Здесь царили веселье  и смех, игры и пляски, хороводы и частушки.

Талантливо показали школьники танец под песню в исполнении  Терновского народного хора «Хороша Терновская земля»

          Самовар – часть русской культуры, русских традиций и русской души. Издавна считался символом русского гостеприимства, был неотделимой частью жизни нашего народа. Учащиеся 5 «А» и 5 «Б»  под песню «Самовар» накрывали праздничный стол ( Классные руководители: Т.В. Полубоярина, А.А. Русанова) Учащиеся рассказывали: «Петр 1 привез чайную машину из Голландии. Сначала самовар появился на Урале, а потом пришел в Тулу. Оружейник Федор Лисицын открыл там первую фабрику по производству самоваров. И было это в 1778 г. А уж потом по всем городам России так и пошло. Пришло и в Воронежскую губернию. Самовар стал главным предметом чаепития, символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом жилище, и отношение к нему было особое, уважительное. Самый первый самовар был из меди, а теперь есть декоративные самовары из лозы, глины, дерева, фарфора, стекла и даже сахара. Они находятся в музее «Тульские самовары». Самый большой самовар в России был создан в 1922 году, его вес больше ста килограммов. Вода оставалась в нем горячей 2 дня. Самый маленький в высоту чуть более миллиметра, в нем можно вскипятить целых 4 капли воды»

            Многочисленные блюда русской кухни представили родители учащихся начальной школы. Принято было угощать гостей самым лучшим – соблюдалась традиция русского гостеприимства. Говорили так: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится».  Школьники читали стихи о блюдах русской кухни. Ведь  на Руси издавна сеяли пшеницу,  рожь, овёс, ячмень, просо –  у русских было много муки,  и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники,  расстегаи и кулебяки,  даже жаворонки из теста весной. Еще варили всевозможные каши,  овсяный кисель, горох. Из овощей  до конца 18 века главенствовала репа. Любили  и чаек попить из самовара, как водится,  с пирогами да шаньгами. Ведь испокон веков на Руси было принято потчевать гостей пирогами. Пирог – это символ  русского гостеприимства. Все присутствующие могли отведать понравившееся блюдо русской кухни.

            Богато творчество русского народа. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои произведения искусства. За каждой - тайна.  Тревожит то, что прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам. Как важно развивать у школьников  интерес к русским традициям и русской культуре, расширять  представление о быте своих предков,  воспитывать бережное отношение и любовь к своей Родине, родному дому, старшему поколению.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 281
Форма входа

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz